top of page
Поиск
Фото автора1Stage School

СЛОВО РЕЖИССЕРУ

Обновлено: 23 авг. 2022 г.


Руководитель театра-студии «Первая сцена» Игорь Попков отвечает на самые популярные вопросы.



КАК СТАТЬ АКТЕРОМ И РАСКРЕПОСТИТЬСЯ ПО ЖИЗНИ В ваших спектаклях играют в основном ваши же ученики, и большинство из них производит очень сильное впечатление даже на маститых театралов. Откуда вы их берете? Вам везет на таланты или вы знаете секрет отбора? Во-первых, конечно, везет! (Смеется).

Во-вторых, талант — это склонность, умноженная на упорство. Актер, по сути, должен обладать только одним врожденным качеством — готовностью выражать свои эмоции публично, играть ими на виду у всех. Всего остального можно добиться трудом, целеустремленной работой без сомнений и отвлечений.

Но выражать эмоции склонны не все. Мы часто получаем от поступающих такой запрос: "Хочу научиться актерскому мастерству, чтобы раскрепоститься по жизни". Это, к сожалению, заведомо тупиковая мотивация, расхожее заблуждение — что, играя на сцене, можно раскрепоститься, например, в отношениях с коллегами или с противоположным полом. На самом деле, раскрепощение на сцене никак не влияет на закомплексованность в социуме. Есть немало актеров, которые заработали и славу, и деньги, но "по жизни" так и не раскрепостились. Это просто совершенно разные навыки — в социуме и на сцене, хотя на них часто спекулируют дорогостоящие "коучи", продающие тренинги личностного роста под соусом актерских курсов.

Можно создать иллюзию "раскрепощения" — например, ценой невероятных усилий научиться выходить на сцену с улыбкой и вызубренными тезисами презентации. Но если человек идет к публике как на плаху, если для него это подвиг, а не блаженное парение в любви, то шансов все равно нет. Заставить себя наслаждаться публичными выступлениями, если они доставляют только страдания — невозможно. Актер должен быть немного эксгибиционистом, он должен балдеть от того, что показывает себя зрителям, потому что только при этом условии зрители будут балдеть от того, что на него смотрят.

Так что на этапе отбора мы стараемся отсекать только таких людей — заведомо обреченных страдать, когда им приходится идти к публике. С остальными же (которых безусловное большинство) мы занимаемся, по сути, лишь оттачиванием их природной склонности к игре, превращением ее в искусство,

КАК СТАТЬ АКТЕРОМ ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ

Для прослушивания ваши абитуриенты должны подготовить серьезную программу, как для поступлении в вуз. Не слишком ли высока планка? По мне так она даже занижена. Я бы еще ввел обязательное тестирование по литературе и театру. Пять цитат из произведений русской литературы, пять названий спектаклей, которые ты видел собственными глазами — и добро пожаловать на первый тур!


Кроме шуток, это реальная проблема — чрезвычайно низкая образованность абитуриентов. И она касается далеко не только наших студийцев: это, вероятно, вообще черта времени. Люди попросту очень мало читают. Я точно знаю, что и среди абитуриентов уважаемых театральных вузов немало таких, кто побывал в театре два раза в жизни (и то в детстве) и едва осилил десятую часть школьной программы по литературе. И ничего, идут себе в актеры! — почему-то им кажется, что артист имеет право не разбираться в искусстве. Как в анекдоте: "Чукча не читатель, чукча писатель..."


Но бывает и так, что у человека в первые месяцы учебы — я сейчас о наших студийцах — под влиянием среды вдруг что-то перемыкает в голове, и он начинает стремительно наверстывать, жадно заполнять свои культурные пробелы. И если это стремление не затухает через месяц-другой, то из него постепенно, год за годом, получается читающий, вдумчивый, тонкий и глубокий артист. По этой причине мы в свое время полностью отказались от практики краткосрочных курсов, по типу "стань актером за две недели" или "прокачай актерские скиллы за выходные", хотя более предприимчивые коллеги и убеждали нас, что на этом можно заработать быстрее и легче. Но тут уж приходится выбирать — или деньги, или театр. Мы выбирали недолго. (Смеется).


Это ваша принципиальная позиция – собирать труппу из любителей?


Начнем с того, что у нас и в труппе, и среди студийцев всегда были профессионалы — в традиционном смысле, то есть окончившие театральный вуз. Но вообще, слово «профессионал» в отношении актеров я всегда ставил бы в кавычки. Кама Гинкас, мой главный учитель в области театральной режиссуры, совершенно одинаково относился и к профессионалами, и к любителям, и к народным артистам, и к художественным руководителям собственных театров… Я пришел к нему уже будучи практикующим режиссером и потому сумел взять очень много полезного из его огромного, бесценного опыта. Его актеры всегда в равном положении, он никому не дает поблажек, ему совершенно все равно, что из себя представлял человек до того момента, как вышел на сцену здесь и сейчас. И я полностью разделяю такую позицию. Зрителю, который приходит в театр, неважно, что закончил артист, какое у него звание и сколько «Золотых масок» он получил. Зрителю важно только одно — затрагивает его актерская игра или нет. Следовательно и мне, как режиссеру, важно только то, насколько актер выполняет свою задачу, справляется ли он с тем, чего я от него хочу. В этом смысле многие наши артисты добиваются больших успехов, особенно те, кто отучился два года и больше, непрерывно вкладывая усилия в свое развитие. И если этих усилий было достаточно, то никакой разницы между «профессионалом» и «любителем» я не увижу. И никто не увидит. На наши спектакли приходят известные театральные деятели, артисты, режиссеры со стажем, и никому из них не удается определить, где играет «любитель», а где «профессионал». Часто даже случается, что въедливый зритель «угадывает наоборот» — то есть любителя принимает за профессионала, а профессионала за любителя.

Актер для нас— намного больше, чем набор актерских навыков. Поскольку наш театр кормит себя сам, мы нуждаемся в актерах-соавторах, актерах-соратниках, которые создают спектакль совместно с режиссером и друг с другом. У нас нет "специально обученных" костюмеров, сценографов, осветителей, звукорежиссеров, монтировщиков — все их задачи мы решаем коллективно, по принципу "от каждого по способностям". У нас не уживаются потребители, мы всегда были и остаемся студией — в высоком смысле, который вкладывал в это понятие Станиславский . И, возможно, поэтому часто случается, что актеры с дипломами (особенно с дипломами последних лет) на фоне наших студийцев выглядят довольно бледно. Да, это так. Современный театральный вуз, даже самый прославленный, к сожалению, не гарантирует, что его выпускник непременно будет хорошим актером. Собственно, не гарантируем и мы. Но наш метод неторопливого "выращивания" актеров, без желания ошеломить "клиента" быстрым результатом, наш въедливый, для кого-то излишне скрупулезный подход к материалу, стремление «выкопать» из него самое актуальное и по-человечески близкое каждому — все это приносит удивительные, я бы даже сказал, магические плоды.


191 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
Пост: Blog2 Post
bottom of page